Содержание:

рабочие отношения

 

Сложные отношения на работе могут испортить любую карьеру. Как наладить контакт с коллегами и остаться самим собой?

Вне работы мы можем выбирать, с кем общаться, а с кем - нет. Но офис - это такое место, где без коммуникаций не обойтись.  Коллег объединяет одна компания, иногда профессия и интересы, но они могут сильно отличаться по характеру, потребностям, ценностям, возрасту и культуре.

 

Виды рабочих отношений

 

Начальник-подчиненный

начальник и подчиненныйЗдесь четко соблюдается субординация. Отношения могут быть разными, в зависимости от того, какой стиль руководства выбрал босс: авторитарный, демократический или либеральный.

В первом случае он подавляет подчиненных и сам принимает решения, во втором - приветствуется инициатива и все имеют право голоса, в третьем - руководитель нередко скидывает с себя всю ответственность.

 

Также многое зависит от типа компании. В военных организациях приказы не обсуждаются, в мелком бизнесе межличностные отношения на работе зачастую близкие и домашние, в крупных организациях больше правил и корпоративных особенностей.

Каждый человек способен выбрать организацию, которая его устраивает, и даже начать создавать свои правила. Один и тот же начальник может быть грубым с одним подчиненным и вежливым с другим, так как понимает его ценность и тот смог поставить себя так, что его уважают.

 

Отношения по горизонтали  

Несмотря на то, что коллеги могут быть равными по должностям или не касаться друг друга в работе, у каждого человека в коллективе имеется свое место.

Например, программиста Федю бесполезно грузить лишней работой, а завотделом Светлана будет пахать в выходные и по вечерам. Кто-то формально или неформально отвечает за коммуникации, кто-то организует праздники, а кто-то ни с кем не общается и остается загадкой для всех.

Рабочие отношения - как лакмусовая бумажка. Они проявляют такие наши качества, как уверенность в себе, открытость или закрытость, готовность помогать людям и сохранять свои границы.

 

Стили коммуникации в коллективе

 

Лидер

лидерЭто человек ответственный, который уверенно идет к целям. Он действует быстро и способен повести за собой других. У него стратегическое мышление и развиты навыки коммуникации, он может мотивировать и вдохновлять.

Суть рабочих отношений лидера в том, что он находит и объединяет людей, являющихся профессионалами в той или иной области. При этом, лидер может ошибаться, но способен учиться на ошибках.

Часто становится руководителем, хотя может оставаться и неформальным предводителем.  

Как найти общий язык с лидером: высказываться по существу и кратко, действовать эффективно.

 

Коммуникатор

Легко находит общий язык практически с любым, умеет договариваться. Гибкий, умеет слушать и говорить. Может быть наставником для лидеров.

В работе предпочитает должности, где можно проявить себя как переговорщика, много общаться с людьми. Если профессия этого не предполагает, может взять на себя общественные обязанности, организовывать мероприятия, налаживать хорошие отношения на работе.

Как найти общий язык с коммуникатором: быть открытым общению, отмечать его достижения, ценить заботу.

 

Авантюрист  

Это яркий, творческий человек, который терпеть не может правила и условности. В коллективе его любят, хотя есть люди, которых он раздражает. У него развита интуиция, и он может найти неожиданные идеи или решения.

Больше всего ценит свободу. Проявляет себя в проектной работе, где может организовать сам себе жесткую нагрузку, а потом на славу отдохнуть.

Виды рабочих отношений, где присутствует авторитарность, однообразие и упорядоченность, его угнетают. Ему всегда нужны новые впечатления  и вызовы.

Как найти общий язык с авантюристом: быть искренним, поддерживать новые идеи, принимать его таким, какой он есть.

 

Надежный работник

усердный работникОтветственный, усердный, прежде всего, думает о работе. Организован, конкретен, аккуратен, пунктуален. Редко меняет место работы.

Ему можно доверять, сделает все, что в его силах, чтобы выполнить взятые на себя задачи. Серьезно относится к любой порученной работе.

Межличностные отношения на работе его волнуют "постольку, поскольку" способствуют или мешают делам.

Как найти общий язык с надежным работником: быть пунктуальным, аккуратным, выполнять свои обязанности, не говорить лишнего.

 

Конечно, есть и другие стили коммуникаций, мы назвали лишь самые яркие. Иногда человек может сочетать в себе несколько стилей, и это дает ему преимущества.

 

Хорошие отношения на работе: как их достичь?

Предлагаем вам несколько простых рекомендаций, которые помогут чувствовать себя комфортно и уверенно во взаимодействии с коллегами.

  1. Соблюдайте рабочую атмосферу. Помните, что, в первую очередь, вы пришли работать. Обсуждение личных проблем, личной жизни оставьте для друзей.
  2. Не передавайте сплетни. В коллективе часто есть люди, которые любят обсудить кого-то за спиной. Не вовлекайтесь в эти разговоры и, тем более, не передавайте сплетни дальше. Помните, что так же могут обсудить и вас. Со сплетниками сохраняйте нейтральные рабочие отношения.
  3. Найдите “золотую середину” в общении. В офисах недолюбливают как слишком закрытых людей, которые ни с кем не общаются, так и болтунов. Последние отвлекают от работы, раздражают и производят впечатление бездельников, хотя и думают, что налаживают межличностные отношения на работе.
  4. Будьте вежливы и тактичны. Нередко люди не здороваются с коллегами, “тыкают” или позволяют себе бестактные вопросы, касающиеся личной жизни, внешности или здоровья. Даже если вы с кем-то дружите, на официальных мероприятиях или перед подчиненными лучше обращаться друг к другу на "Вы".
  5. Соблюдайте корпоративные правила. Бывают прописанные стандарты по распорядку, обязанностям, особенностям общения внутри и вне компании, внешнему виду сотрудников и т.д. Также существуют негласные правила. Скажем, декольте или мини-юбки вряд ли будут уместны на работе. Если вы новичок, понаблюдайте за тем, как принято одеваться и общаться на работе, как строятся рабочие отношения.
  6. Сохраняйте баланс между субординацией и подхалимством. Важно проявлять уважение к начальству, не обращаться к вышестоящему боссу минуя своего непосредственного начальника. В то же время, не переборщите с лестью. Подхалимов попросту не любят.
  7. Избегайте критики. Ищите другие способы донести людям, чего вы от них хотите. Сначала обратите внимание на то, что было сделано правильно, а потом можно использовать вопросы в стиле “что и как можно улучшить?” Тем более, не критикуйте никого за глаза. Это разрушит ваши рабочие отношения.хороший коллектив
  8. Будьте позитивны! Старайтесь обращать внимание на достоинства ваших коллег, ищите плюсы в любой ситуации, рассказывайте позитивные новости, чаще улыбайтесь. Это не значит, что нужно надеть розовые очки и игнорировать темные стороны. Проблемы нужно обсуждать, но конструктивно. А если вы будете тем, кто радуется за других, за вас тоже кто-то да порадуется.
  9. Будьте внимательны к коллегам. Изучайте тех, кто вас окружает. Марья Ивановна любит хризантемы - так подарите их ей на день рождения. Игорь все время рассказывает о любимой дочке - расскажите ему, что видели новый классный аттракцион для детей. Люди ценят такое внимание и будут рады создать с вами хорошие отношения на работе.
  10. Помогайте, когда в вас нуждаются. Помогать друг другу важно. Если вы видите, что кому-то требуется помощь, но о ней не просят, вежливо спросите, можете ли чем-то помочь. Делать это нужно ненавязчиво и доброжелательно, не унижая коллегу и не рисуясь: “Ой, ерунда какая, что, не можешь справиться?”

 

Отношения на работе показывают нам, кто мы есть. И если вам не нравятся коллеги, то это лишь повод задуматься, что нужно изменить в своем отношении или поведении.